Ural Expeditions &smp; Tours
Tours

Знакомство с тундрой: 5-6 день

5 день
Знакомство с тундрой
Со вчерашнего дня мы находимся на базе геологов, как ее здесь называют. Это не город, и не поселок, а я бы сказал центр геологического научно-исследовательского бурения. Хотя центр – это, пожалуй, сильно сказано. Это место, где собрано несколько прицепных фургонов, или как их здесь называют «балков», установленных не на колесах, а на санях. Здесь все оборудование, причем довольно тяжелое, перевозят на санях и это единственный способ транспортировки грузов в здешних местах. Главная причина, это то, что они не тонут в болотистой местности.

Почему мы оказались на базе геологов, спросите вы? Небольшие проблемы с нашим вездеходом внесли коррективы в наши планы. Мы столкнулись с проблемами уже по дороге, и база геологов была идеальным местом, чтобы починить наш вездеход. Здесь есть гараж, можно найти некоторые запчасти, и люди, живущие на базе, охотно готовы помочь нам, чтобы скоротать время. Люди живут и работают здесь вахтами – две недели на базе, две недели в городе.

Ночи здесь очень светлые. Солнце садится около 11 часов вечера, и уже в три часа всходит опять. Мы спим в балке геологов. В балке две комнаты, одна из которых спальня с 9-ю кроватями, напоминающая общую спальню в школах-интернатах, с матрасами, на которых похоже спало не одно поколение геологов. Но, я не обращаю внимание на эти мелочи. Во второй комнате располагалась прихожая кухня и столовая.  В первый же вечер Сергей, Иван и Вера превратили эту комнату в уютную гостиную. Этим же вечером мы увидели все запасы еды, которая была заготовлена для нашего путешествия. После этого по поводу еды мы больше не беспокоились.
После обсуждения планов на следующий день я вышел из балка,  чтобы проверить наладилась хоть немного погода или нет. Со вчерашнего дня мы наблюдаем только непрекращающийся дождь и низкие серые облака. И мы можем только предполагать, что может скрываться за этими низко сидящими облаками. Время от времени облака немного приподнимаются, и только усиливают этим наше любопытство. Справа от нашего балка течет небольшая речка. А рядом на берегу реки рабочие мыли бульдозер. Даже я не мою свою машину так часто. А здесь, где нет дорог, люди отмывают свою технику до блеска…, чтобы завтра бурить скважину где-то в районе базы.
Вожак местных собак, лайка по имени Тайга пришла, чтобы поздороваться с нами. Вчера она относилась к нам с подозрением, а сегодня ведет себя как маленький кролик. Погладьте ее с полчаса, и вы будете ее лучшим другом.

Первый завтрак…Еда довольно простая, но тем не менее вкусная. Мы не умрем от этой пищи. В еду, рис или спагетти, добавляется большое количество масла. Всегда на столе сыр, свинина и конечно сало, нарезанное ломтиками и засоленное с чесноком. С такой едой мы сохраним себя в форме для миллионов наших друзей-москитов.
После завтрака мы решили прогуляться по тундре и познакомиться с окрестностями. Со вчерашнего дня меня манят горы по другую сторону реки. И если мы поднимемся на вершину, то мы сможем увидеть все окрестности. Все здесь новое для нас….цветы, растения, почва, как губка, пропитанная водой и воздух, наполненный москитами. Для нас это был настоящий «микрокосмос», наполненный растениями, мхом и насекомыми.
Мы поднимаемся на гору, не открывая рты, чтобы не попали москиты. Москиты мгновенно кусают любой обнаженный кусочек тела. Они кусают и взлетают практически одновременно. Я должен сказать, что репеллент работает. В описании было сказано, что использовать его нужно, как можно меньше, не более чем два раза в день. Сегодня. Начиная с самого утра я устраиваю себе душ из репеллента, по крайней мере два раза в час.
Здесь в тундре растет много морошки, которую оленеводы используют для приготовления превосходного джема.
На базе Володя, один из местных рабочих,  снял мотор со старого вездехода, установил на сани, чтобы сделать освещение и дать возможность ремонтировать наш вездеход.

6 день
Сегодня восход солнца просто фантастический. По всему небу рассыпались всевозможные отблески восходящего солнца. Солнце всходит медленно и, фотографируя, я должен еще успевать отбиваться от москитов. Они вьются над головой, но это не проблема. Гораздо хуже, когда они забивают стекла очков.
И вот наша первая встреча с пастухом. Я только позднее понял, что это был один из пастухов оленеводческой бригады, чей чум мы посетили спустя несколько часов. Он ехал на лошади навстречу нам, но только вечером мы смогли с ним поздороваться возле чума.
Наш вездеход, управляемый Сергеем и механиком Ваней,  пробиваясь через болота и форсируя реки,  вносит свою лепту в очаровательную полифонию звуков тундры.
Даже толстые стволы берез не могут сдержать этого монстра. Выхлопные газы проникают в  рот, нос, глаза, одежду. Вскоре мы пересекли речку и оказались в лесу на склоне горы.
Дорога становится хуже и хуже. Несмотря на то, что дорогу видно, проблема  в другом – вся дорога это непрерывная череда ям, некоторые из которых  глубиной до 2 метров. После одной из таких ям, одно из колес нашего вездехода соскочило с оси и мы остановились посреди болотистой тундры в окружении серо-зеленых гор.  Сергей ворчал и разматывал складную пилу, чтобы спилить березу, которой, по мнению Сары – нашего ботаника, было никак не менее 60 лет. Спилив березу, Сергей разрубил ее на куски, чтобы подсунуть их под вездеход. Пока Сергей занимался колесом, Вера с Иваном приготовили еду. Как обычно, нас окружает туча москитов.
- А теперь завтрак, услышали мы голос нашего гида – это не займет много времени. Уже была половина двенадцатого. Наш второй завтрак в этот день состоял из макарон, концентрированного молока и ложки сливочного масла. Русские добавляют сливочное масло практически в каждое блюдо. В начале нашего путешествия я удивлялся, глядя на кусок масла внушительных размеров  в ящике для провизии, неужели мы будем намазывать так много масла на хлеб.
Несмотря на то, что наши глаза слезились и покраснели от дыма, мы садимся как можно  ближе к костру, чтобы немного согреться и подсушить наши, постоянно сырые носки. Резиновые сапоги не дают ногам дышать, но наши туристские ботинки абсолютно бесполезны, когда грязь по колено. 
Дерево, которое мы срубили, росло 60 лет, чтобы закончить свой жизненный путь в виде нескольких кусков под нашим вездеходом. Экология или выживание, вот в чем вопрос…
Бедная береза: «экологические» следы, оставляемые нами, пугающе растут.
Конечно, у Сергея есть спутниковый телефон, но мы сейчас не в нашей любимой Бельгии, где вы можете позвонить в любое время и кто-нибудь приедет и отрмонтирует вашу машину.
Вымостив кусками березы колеи практически непроезжей дороги, Сергей кинул на них прощальный взгляд, прежде чем многотонный вездеход подмял их под себя.
Проблема решена, и вот мы опять едем в направлении уральских гор. Небо все также затянуто серыми облаками, но дождя нет. Мы поднимаемся все выше и выше в горы, и в какой то момент облака расступились, и я успел сделать несколько кадров окрестностей.
Навстречу нам проехал вездеход. Водители вездеходов перекинулись парой слов, и мы разъехались.
Я сидел на верху вездехода и заметил чум в долине слева от нас. Я сказал Виеланду и Саскии, но Сергей, похоже, не заметил чум и продолжал движение. Спустя несколько минут мы сказали ему про чум. Сергей достал бинокль и несколько минут смотрел в том направлении, которое мы ему указали. Мы продолжили движение, и мы не поняли, увидел ли Сергей чум или нет. Но спустя некоторое время это стало совершенно ясно, что вездеход движется в направлении чума.
Мы медленно движемся к чуму. Мы все взволнованны, особенно Сергей, чье волнение, кажется, передалось нашему вездеходу. Чем ближе к чуму, тем выше у нас скорость. На склонах гор лежат снежники, и эта картина радует глаз. Но, похоже, эти снежники не последние.
И вот мы добрались к первому чуму оленеводов в нашем путешествии. Я слез с вездехода и сделал первую фотографию чума вместе с вездесущими москитами.
Чум стоял на пологом берегу ревущей реки Малая Хайма, и, как нам показалось, он существовал «вне времени». Глядя на реку, мы думали, как же тогда будет выглядеть Большая Хайма, которую нам вскоре нужно будет пересекать вброд.
Вокруг чума лежат сани, которые оленеводы используют для транспортировки грузов. Северные олени могут тянуть сани с грузом даже летом.
Саней не очень много, потому что эта бригада пасет небольшое стадо оленей. Небольшое стадо – довольно относительно. Здешнее стадо состоит из 1300 голов оленей, но сейчас они пасутся где-то в близлежащих уральских горах. Было бы прекрасно, если бы стадо вернулось, и мы бы сфотографироваличум в окружении оленей.
Более детально с историей местных жителей, их бытом, традициями и обрядами вы можете познакомиться на сайте.
Нас пригласили посетить чум и местных оленеводов народности коми  на следующий день, и мы поехали искать место для ночлега.
Лагерь мы разбили ниже по течению реки, на берегу реки на открытой террасе. И теперь нам нужны были только дрова для костра, еда, тепло и, конечно, отсутствие комаров.

Copyright © 2004 «Ural Expeditions & Tours»
Создание сайта: студия веб дизайна «Softmajor», 2003 г.