Ural Expeditions &smp; Tours
Tours

Первая встреча с оленеводами: 7-8 день

7 день
Прогулка в чум

Этим утром волнение охватило нас, бельгийцев, счастливых, что добрались до оленеводов, и наших русских друзей,  искренне радующихся за нас.
Моросит мелкий дождь,  достаточно мелкий для того чтобы назвать его настоящим дождем, но его вполне достаточно чтобы намочить вещи.

Этим утром я встал очень рано. Сергея с Иваном в лагере не было – они ушли на поиски сухих дров, запас которых к утру закончился. Поэтому, когда я проснулся костер не горел. Я решил развести костер самостоятельно, и я скажу вам, что это довольно сложное занятие – разводить костер, когда вокруг сырость. Моя первая попытка развести костер не дала ощутимых результатов. В течении часа я пытался развести костер и уже начал нервничать. И, в конце концов, я отошел в сторону и начал читать книгу. Между тем Вера взялась разводить костер, но тоже безуспешно – костер упорно не хотел разгораться. Когда я немного успокоился, я взялся разводить костер снова. И постепенно, начиная с мелких щепок, мне удалось добыть пламя, и уже спустя час костер был достаточно сильным, чтобы в него можно было подкинуть большие дрова. К приходу Сергея и Ивана костер уже горел. Они принесли большое количество дров как раз вовремя, поскольку тот запас дров, который я собрал вокруг лагеря уже почти закончился.
Возле нашего лагеря протекает маленькая речка, или вернее она была такой вчера, когда мы приехали на это место. Но сегодня река вздулась из-за дождей и бурным потоком несется мимо нас. У реки растут несколько деревьев, на ветках которых намотаны пучки травы. Это значит, что уровень воды может быть еще на метр выше. Но я уверен, что наш вездеход быстро не смоет.

Наш завтрак, приготовленный на костре традиционно состоит из  рисовой каши и кофе.
Примерно в три часа мы отправились в сторону чума. Дорога по болотистой террасе займет около часа, но нас совершенно не беспокоит время. Все равно темнота здесь не наступает – стоит полярный день.
К чуму мы движемся по вездеходной дороге, и это очень приятно пройтись пешком. Это дает возможность увидеть больше, и есть больше времени на фотосъемку, да и просто возможность более внимательно рассмотреть тот или иной природный объект и понаблюдать за насекомыми.
Мне казалось, что мы видели уже много москитов, но похоже мы единственные теплокровные существа в этих краях, и новости о нас распространяются очень быстро….
Чум оленеводческой бригады №4 приближается очень медленно. Болотистая местность тормозит наше передвижение, но цель у нас перед глазами и мы продолжаем наше движение.
Чум стоял на пологом берегу ревущей реки Малая Хайма, и, как нам показалось, он существовал «вне времени». Глядя на реку, мы думали, как же тогда будет выглядеть Большая Хайма, которую нам вскоре нужно будет пересекать вброд.

Когда мы подошли к чуму, около десятка собак забегало вокруг нас. Они все разные, большие и маленькие собаки, черные и белые собаки, пятнистые собаки, коричневые. И все собаки липли к нам, требуя ласки. Оленеводы из бригады №4 встретила нас доброжелательно. Внутри покрытого шкурами «типи», или чума – тепло и комфортно; на красном деревянном полу разложены оленьи шкуры. На раскаленной печи, пожилые женщины с  загорелыми и обветренными лицами пекли для нас блины.
Один раз в  три месяца вертолет доставляет в оленеводческую бригаду продукты. И было удивительным, что при таких стесненных условиях, оленеводы смогли предложить нам такое разнообразие еды: рагу из оленины, тефтели из оленины, бекон, сало, свежий лосось, блины с джемом, печенье, луковый джем….. . Мы с трудом  смогли попробовать каждое блюдо…. . Ваня сказал, что я должен попробовать каждое блюдо, чтобы не обидеть хозяев. Обед завершается горячим чаем и слегка забродившим квасом.

Далее информация, которую оленеводы объясняли нам через Веру, Сергея, и Ваню:
Все члены совхоза (за исключением конечно администрации) разделены на 6-7 бригад по 8-10 пастухов в каждой из бригад. Каждая бригада несет ответственность за часть общего совхозного стада оленей. Кроме этого, в составе стада пасутся и личные олени пастухов. Пропорция между совхозными  и личными оленями варьирует в разных бригадах, в зависимости от числа личных оленей, но общее количество оленей в стаде более-менее стабильное – 2000-3000 голов, что соответствует традиционной стратегии выпаса оленей, принятой у народа Коми.
Единственный совхоз, выпадающий из этой схемы – совхоз Ижемский Оленевод, где еще добавляются дополнительные подразделения (отделения). Каждое подразделение, которое изначально было независимым совхозом, включенным в единое  предприятие в период укрупнения в 70-е годы, включает в себя 6-7 бригад, но, по сути дела, повторяет структуру маленьких совхозов. Тем не менее, в настоящее время оленеводческая бригада является самой маленькой структурной единицей в структуре современной оленеводческой деятельности в республике Коми.
Администрация этих предприятий, или (как в случае Ижемского оленеводческого совхоза) подразделений, обычно рассматривают бригады как основные экономические единицы (производители и потребители). Предприятие обеспечивает  бригаду продуктами и другими запасами (среди которых, например, оружие, пули, керосин для керосиновых ламп), а уже члены бригады распределяют все это между собой самостоятельно. По такому же принципу  распределяется и  зарплата. Совхоз отправляет всю заработанную сумму в бригаду, за вычетом расходов на продукты и прочие запасы, а уже бригада сама распределяет деньги между членами бригады.
С другой стороны, все члены бригады официально несут ответственность за стадо оленей, и подчиняются установленным правилам выпаса оленей, условиям распределения пастбищ.
Каждой бригаде дается их собственный путь миграции внутри семи так называемых оленеводческих коридоров, которые предоставляются оленеводам Коми в Большеземельской тундре. Если будет доказано нарушение установленных миграционных коридоров, то бригаду ждет штраф, и деньги или частные олени переходят той бригаде, чьи границы были нарушены. Это также означает, что если установленная граница нарушена, бригада будет вынуждена заплатить штраф хозяину соседней территории.
Все эти штрафы вычитаются из той суммы денег, которая положена наказанной бригаде на зарплату, или эта бригада обязана компенсировать ущерб своими частными оленями. И это также прерогатива бригада решить уволить члена бригады или лишить его зарплаты. Дополнительная информация можно найти на
сайте.

Оленеводы утверждают, что они из народности коми (этническая группа, живущая на европейской стороне Уральских гор). Но выглядят они как азиаты. Может все-таки ханты или манси??? Но оленеводы настаивали, что они именно коми. Тем не менее, каждую зиму  они откочевывают на зимовку в поселок Саранпауль, который является центральной усадьбой для всех оленеводческих бригад.
- Совхоз обычно комплектует смешанные бригады: коми-манси, манси-ханты, коми-ненцы и национальность не имеет значения.
- И вы общаетесь друг с другом каждый на своем языке?
- Нет, мы все говорим по-русски.

Если вы зайдете внутрь чума, то вы окажетесь в совершенно ином мире. Здесь, на своей половине чума, царствуют женщины, это их вотчина.
Как уже было сказано, на женщине лежит все, что связано с обеспечением семьи едой и одеждой. Также, женщина отвечает за свою половину чума, где хранятся все припасы. Во время миграции, женщина руководит нартами, загруженными всеми припасами и элементами конструкции чума. После миграции, она поддерживает свою часть чума
После миграции, она устраивает свою часть чума: устанавливает стойки, покрывает свою часть чума, раскладывает доски и шкуры на полу и обустраивает место, где будут спать члены ее семьи.
Женщина также ответственна за покупку, заготовку еды, и распределением запасов, необходимых для членов ее семьи, и тех людей, которые живут на ее стороне чума. Она, вместе с второй женщиной принимает решение об использовании части зарплатных денег на покупку продуктов и необходимых запасов и оборудования.
В этом отношении, женщина несет такую же ответственность, и даже большую, чем глава семьи: она контролирует все, за исключением штрафов. Однако, женщина несет всю ответственность за последствия принятых ею решений.
«Мир женщин» сильно отличается от мира мужчин. Граница между этими мирами фиксируется различными культурными обычаями и запретами. Женщина не может ехать одна  на нартах, ее место на нартах, загруженных домашним скарбом, о котором она должна заботиться. Женщина не должна прикасаться к охотничьему и рыболовному снаряжению, и она не участвует в запряжении оленей. С другой стороны, содержание чума полностью лежит на женских плечах, помощь мужчин весьма минимальна, и даже не приветствуется.
Но самое главное различие – кроется в характере их работе.
В то время как мужской труд – коллективный, женский труд – всегда индивидуальный. Это означает, что нет ни одной операции, которую бы две женщины делали совместно,  и, соответственно,  нет продуктов деятельности (изделий…), которые могли бы считаться общими.

После разговоров об традиционной одежде олненеводов, о совхозе и еще о многом другом, мы вышли из чума посмотреть на одежду оленеводов.
Традиционная зимняя одежда изготовлена из оленьих шкур. Их обувь, изготовленная также из шкуры северного оленя, не проницаемая для воды и приспособлена для хождения по снегу. Поверх обуви оленеводы надевают бахилы, также изготовленные из оленьей шкуры. В результате обувь выглядит очень толстой. Но в холодное время года такая обувь просто необходима, особенно когда знаешь, что температура легко может упасть до -40о

Посмотрели мы и на традиционное лассо, которое изготавливается из полосок оленьей шкуры, сплетенных в крепкую и весьма тяжелую веревку.
Пастух, по имени Николай показал нам традиционный серебряный пояс с кожаными ножнами – «тасму», кинжал с рукояткой из кости северного оленя. Затем показал еще зуб  и шкуру медведя.
- Я застрелил этого медведя, когда он пытался напасть на стадо. Собака набросилась на него, и я выстрелил 6 раз, прежде чем медведь умер. Конечно это не самый крупный экземпляр.
...Вернувшись обратно в  чум, мы  продолжили разговаривать.  Нам опять налили чаю и предложили поесть. Очень вкусные блины, варенье из морошки, вареная оленина. Все такое вкусное, что я не мог оторваться.

Внутри чума:
Жилище оленеводов, чум это строение конической формы, собранное из деревянных шестов. Один конец каждого шеста воткнут в землю. Другой конец входит в кольцо на высоте 4 метров над землей.
Эта конструкция летом покрывается двумя большими кусками ткани (понучи), каждая из которых покрывает половину чума, а зимой конструкция еще дополнительно двумя коническими покрытиями, сделанных из шкур оленей (нук), размещаемых поверх ткани. Покрытие устанавливаются таким образом, чтобы их края открывались как занавески в одном месте, которое служит входом в чум.
Внутренняя структура чума распланирована вокруг линии, связывающей «дверь» и точку на противоположной стороне. Вдоль этой линии, настелены поверх земли, несколько деревянных досок (latayas) латаи), которые образуя деревянный настил в центральной части чума. Металлическая печка (kört pach) размещается в центре настила.
Задняя часть чума, за печкой, отделяется занавеской. Эта занавеска прячет деревянную полку, которая называется местом Бога (yen mesta). Изначально, это было место для икон, но коммунисты боролись с религией, даже в таких труднодоступных местах. Суйчас в чумах икон фактически не осталось. Однако, сейчас это места используется для хранения документов, топографических карт, и другие ценные вещи, которые ранее хранились за иконами в селениях Коми.

Маленький олененок забежал в чум вслед за нами, подбежал к стенке чума, сделал лужу и выбежал наружу…Трехлетний Алеша выбегает вслед за ним из чума, пытается поймать, и это ему удается. Спустя несколько минут, он возвращается с двухмесячным олененком.  Затем он с комфортом укладывается головой на его мягкий бок и засыпает.
- Это Воруг, его бросила мать, говорит одна из женщин.
Мы кормим его молоком из бутылки… Щелчок затвора и еще один прекрасный снимок пополняет нашу коллекцию.
На каждой половине находится стол и 3-4 деревянных стула или ящики, которые используют в качестве стульев, и для хранения всякой мелочи. Эти стулья принадлежат своей половине, и никогда не пересекают разделяющую линию. Когда я попытался взять стул вместе с собой на другую половину чума, меня попросили этого не делать, потому что на той половине есть свои стулья.
По краям чум выстелен оленьими шкурами, где обычно спят люди.Эта часть отделяется от основной части чума занавесками (балаганами), которые имеют две функции: защищать спящих людей от москитов и охранять их личную жизнь. Каждая часть чума имеет свою собственную «спальню», и не одна оленья шкура, не говоря уже о других вещах, не могут покинуть это место, и вынесены в общую часть чума. Пространство между печкой и местом для икон занято посудой, используемой для еды и приготовления пищи. Каждая часть чума имеет свой собственный  набор посуды, и правила для них, такие же, как и для стульев.
И вот настало время покинуть наших гостеприимных хозяев. Впереди была 3-километровая прогулка в землю москитов и вечным снегам.  Мне хочется сказать, что вокруг нас раскинулась земля вечных москитов. Обе собаки пошли вслед за нами, сопровождать нас в этом тяжелом испытании…
По пути в лагерь мы решили взглянуть на снежники поближе. Я должен сказать, что это было очень не просто. Сапоги, которыми нас обеспечил Сергей, были очень кстати, поскольку  нам пришлось пересечь несколько мелких ручьев….




...Когда мы уезжали, обе семьи вышли попрощаться с нами.
И спустя непродолжительный промежуток времени, наш вездеход опять застревает в болоте. Дорога отсутствует. Вокруг нас только остро пахнущая болотистая местность.
Мы разбиваем наш очередной лагерь, едва покрыв расстояние в 20 километров. Уральские горы все еще окутаны серой ватой непогоды и наша, ранее запланированная прогулка в горы отменяется. Туман и мелкий моросящий дождь не дают нам не единого шанса.
Сегодня к оленеводам должен был прилететь вертолет из Саранпауля. Но при такой погоде ожидание может затянуться надолго...

8 день
Вчера у нас был длинный день…длинный завтрак…короткая прогулка и целый день у оленеводов. Сегодня мы отдыхаем. Лениво течет время. За стенкой палатки  моросит мелкий дождь… Это просто здорово провести день без всякой цели.  Можно побродить спокойно по окрестностям лагеря, тем более что вокруг открываются прекрасные виды.
Сергей и Ваня заготовили дров и поддерживают костер, на котором мы готовим еду.
Время посушить свои носки. Сергей и Ваня, вместо носков,  используют треугольные куски фетровой ткани, которые они обматывают вокруг ног, прежде чем обуть сапоги, и похоже это очень удобно. Но они могут сушить портянки в любом месте, где есть огонь, и, по-видимому, именно с помощью портянок они заполняют все свободное пространство в болотниках. Я ношу сапоги такого же размера, как и они, но мои ноги плавают в сапогах.
Я ношу сапоги не своего размера, потому что в них остается много свободного пространства. Ноги в сапогах потеют, но запаха особого я не чувствую, хотя мне кажется, что сейчас мне уже все равно, есть какой-нибудь запах или нет.
Одно правда, что благодаря резиновым сапогам ноги остаются сухими в этой вечной влажности, что очень удобно в этом крае вечной мерзлоты, где только метр почвы успевает оттаять за непродолжительное лето. Эта оттаявшая почва – прекрасное место для разведения москитов.

Русские предлагают устроить баню... 
Подготовка нашей полевой сауны заключалась в  сборе нескольких сот килограмм гальки и укладке ее вокруг костровища, основа которого был костер, на котором мы готовили еду. Следующим этапом было нагрев этой гальки на костре, для которого мы собрали в окрестностях лагеря  все что только могло гореть
Мы начинаем носить крупные валуны из реки. Нарубить дров для бани в здешних условиях оказалось чрезвычайно трудным делом. Деревьев мало и они растут очень медленно.
Как только понадобились дополнительные дрова, пришлось срубить и любимое дерево Виланда….Жизнь есть жизнь – наша цель подготовить сауну, поскольку мы в ней все нуждаемся…В конце концов, наши труды увенчались успехом, и мы разводим костер. Спустя 6 часов непрерывного горения,  Сергей начал натягивать большой тент на каркас поверх тлеющего костра. И вскоре тент наполнился теплом, жаром и появившимся паром… Сауна готова…
Я показал Сергею на костер, затем на замерзающую речку, и добавил, смеясь, что дело может закончиться сильной простудой. Но внутри, под тентом, оказалось очень жарко. Все пространство было заполнено паром, как и должно, быть в настоящей бане.  От пара тент надулся и стал напоминать огромный пузырь. Мы же были похожи на вареных омаров.
- Наслаждайтесь. Завтра может выпасть снег.
- В июле?
- Почему нет, это русский Север, подтрунивал над нами Сергей.

Обнаженными мы прыгали в ледяную воду, получая истинное наслаждение.
После купания мы старались одеться быстрее, чем комары и мошка набросятся на нас.
Дождь не прекращается. Сергей продолжил заготавливать дрова под моросящим дождем, чтобы поддерживать костер. Дождь достаточно мелкий, чтобы назвать его настоящим дождем, но его вполне достаточно, чтобы намочить вещи.
Дрова сырые, и, похоже, что эта ночь в лесу будет очень холодной... Но, спустя час, Сергею все-таки удалось опять развести большой костер.
...Ваня играет на гитаре, а мы сидим вокруг костра и на русском языке поем песенку из оперетты о полковнике, собирающегося бомбить Париж.

Copyright © 2004 «Ural Expeditions & Tours»
Создание сайта: студия веб дизайна «Softmajor», 2003 г.