Ural Expeditions &smp; Tours
Tours

"Урал" - единый туристический бренд Уральского региона

"Урал"  - единый туристический бренд Уральского региона

Дмитрий Ворощук (e-mail: dima@welcome-ural.ru)

Уральский регион расположен в уникальном месте – на стыке Европы и Азии.  Пусть эта географическая граница условна, но, несомненно, вся жизнь на Урале с незапамятных времен была так или иначе подчинена своему местоположению. Пусть Урал не в центре России географически, регион ментально, духовно, культурно является тем местом, где лежит сердце всей России.
Уральские горы, протянувшись от южных степей и полупустынь до Полярного Урала, характеризуются большим разнообразием природно-ландшафтных зон, и соответственно большим разнообразием флоры и фауны, многие представители которых занесены в Красную Книгу.
Урал – регион, где есть возможности для развития фактически всех видов активного и познавательного отдыха: от активных (треккинги, сплавы, спелеопутешествия, конные туры, мототуры,  велотуры….) до экологических научно-познавательных (геолого-минералогические туры, орнитологические туры, культурно-исторические программы…). И в этом плане Уральский регион имеет большие перспективы для развития внутреннего и въездного туризма.

Урал привлекает иностранцев своей экзотикой и самобытностью, широким спектром природных ландшафтов (полупустыни и степи, леса и горы, тайга и тундра и т.д.) природных достопримечательностей, а также как регион, где объединились в той или иной степени две культуры – европейская и азиатская.
Делать ставку на  пропаганду Урала, только как на границу между Европой и Азией, не достаточно, чтобы туристы захотели приехать на Урал. К счастью, постепенно, в умах иностранцев представление об Урале только как о регионе, где была авария на ядерном реакторе или как месте убийства последнего русского императора и его семьи, постепенно отходит на второй план. В настоящее время Уральский регион все более позиционируется на международном туристском рынке, как «территория добра и гостеприимства».
Туристов уже не интересуют «односторонние» туристические маршруты. Они хотят получить информации и впечатлений от своей поездки по максимуму, и сейчас на первый план выходят такие маршруты, в которых бы совмещались и активный, и познавательный, и образовательный моменты.
Иностранные туристы, как правило,  очень любознательны. Вопросы, которые задают туристы,  бывают абсолютно разными и подчас самыми абсурдными. В письмах часто туристы пишут, что им не нужны матрешки, церкви, медведи и прочий русский «гламур». На сегодняшний день людей, в первую очередь, интересует жизнь реальных русских людей, их жизнь изнутри, атмосфера реальной жизни, а не лакированная картинка.

Одним из самых востребованных маршрутов по России для иностранцев, неизменно является путешествие по Трассибирской магистрали. И основную массу туристов, останавливающихся на Урале, дает именно Транссиб.
Существует классический маршрут подобного путешествия: через Пермь – Екатеринбург и далее до Владивостока. Но эта линия Транссиба не может в полной мере показать туристам то, чем богат Уральский регион. Чтобы повысить интерес к Уралу, необходимо расширять географию Транссиба и добавлять новые «линии» пересечения Урала на Южном и Полярном Урале.
Большой интерес для туристов представляет территория Южного и Полярного Урала, и несомненно в будущем это будут самые востребованные регионы. |
Наибольшее количество туристов на Урал приезжает из Великобритании. На втором месте – европейские и скандинавские страны. Растет интерес у таких экзотических мест как Япония и Австралия.
Нельзя ожидать большого наплыва иностранных туристов в Уральский регион. Высокие цены на гостиницы, трансфер, ряд сервисных услуг – все это делает наш регион менее привлекательным в глазах иностранного туриста, чем, к примеру, страны Восточной Европы.
На сегодняшний день на уральском рынке въездного туризма фактически нет конкуренции. Даже наблюдается отрицательная тенденция  - переориентация фирм, работавших на въезд изначально, на выезд, на санаторно-курортные потоки. Хотя Уральский регион имеет все возможности для развития за счет туризма. Как пример развития региона за счет туризма, стоит отметить район озера Байкал, где, без преувеличения можно смело сказать, достопримечательностей намного меньше чем на Урале. Но там с каждым годом поток туристов все увеличивается, а у нас, к сожалению, уменьшается.
Формирование турпродукта в России – дорогостоящее дело. Но если предложить турпродукт с реальными ценами, и с уровнем сервиса, как в Европе,  наш турпродукт станет востребованным. Чтобы цены стали реальными необходима конкуренция  не только среди турфирм, но и среди фирм, оказывающих транспортные услуги и услуги по питанию, среди отелей. Большинство иностранных туристов не готово платить большие суммы за проживание, поэтому мы теряем часть туристов, которые могли бы остановиться на Урале. Особенностью российского туристического рынка является несоответствие качества размещения и обслуживания гостей требуемым стандартам. У нас в России стандарты очень расплывчаты. И конфликтные ситуации в большинстве своем, порождаются существенным различием между ожиданиями туриста и его конкретными впечатлениями, полученными  от поездки и проживания.
До сих пор еще не изжита так называемая "ценовая дискриминация", когда те же услуги стоят для соотечественников дешевле, чем для иностранных туристов. Для иностранцев выше цены на посещение ряда ООПТ, на посещение ряда экскурсионных объектов и музеев.

Нас на западе рассматривают как единый регион – Урал и продвигать нужно единый бренд «Урал». Участие в международных и Российских выставках, несомненно, является одним одно из ключевых мероприятий для продвижения  региона. Для турфирм участие в международных выставках дает  наряду с новыми связями, ценный опыт по продвижению собственного туристического продукта.
В Уральском регионе существует разобщенность в плане продвижения турпродукта, несмотря на отдельные межрегиональные программы. Каждый регион старается продать себя, но совершенно бесполезно продвигать отдельно бренд «Башкирия» или «Свердловская область». Для иностранных туристов, эти названия мало что говорят. Продвигать необходимо единый бренд Уральского региона – «Урал». Хорошим примером может служить район озера Байкал, где все турфирмы работают под одним брендом «озеро Байкал».
Разделению способствует также деление не по исторически сложившимся географическим регионам, а по федеральным округам. В итоге мы имеем, что отдельные уральские регионы разбросаны по трем федеральным округам – Приволжскому, Северо-Западному и Уральскому. Соответственно, проблемы с финансированием и координированием совместных действий.

В деле популяризации Уральского региона большую пользу могли бы сослужить положительные отзывы (статьи, фотоальбомы, книги….) иностранных туристов о днях, проведенных на Урале,  опубликованные  у себя на Родине. Нужен единый каталог по Уралу, собранный на собственном материале и изданный на хорошем английском  языке. Каталог должен соответствовать европейскому уровню и реализовываться за рубежом.
Не хватает Интернет-порталов на иностранных языках с информацией об Уральском регионе, хотя основная масса туристов узнают о регионе именно из Интернета.
Для продвижение Уральского региона под единым брендом необходимо создание в Екатеринбурге межрегионального центрального совета по въездному туризму, а также региональных центров на местах, на основе уже действующих в ряде регионов информационно - туристских центров.

У Екатеринбурга есть все шансы стать центром туризма в Уральском регионе. Это логично, так как за последние годы Екатеринбург стал крупным транспортным узлом на пути из Европы в Азию, и большинство туристических маршрутов берут свое начало именно в Екатеринбурге.  Екатеринбург уже стал основоположником продвижения Урала, как единого бренда на международных туристических выставках в Лондоне и Берлине. Кроме этого в Екатеринбурге насчитывается довольно большое количество пред­ставительств иностранных государств и фирм. Стоит отметить, что в 2009 году в Екатеринбурге состоится саммит ШОС, что принесет еще большую известность, как Екатеринбургу, так и Уральскому региону, в целом.
Нужна общая программа развития въездного туризма для всего Уральского региона, и в рамках этой программы уже должны работать турфирмы, предлагая свой турпродукт. Переложить продвижение региона на «плечи» турфирм нереально. Необходимо вложение государственных средств и внедрение в жизнь государственных программ по продвижению отдельных регионов, в рамках единого бренда «Урал».

© Дмитрий Ворощук, январь 2008 г. dima@welcome-ural.ru

Допускается свободная публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования и письменного разрешения.


Copyright © 2004 «Ural Expeditions & Tours»
Создание сайта: студия веб дизайна «Softmajor», 2003 г.