Ural Expeditions &smp; Tours
Tours

На велосипеде вдоль Уральского хребта

Дмитрий Ворощук, Екатеринбург (Россия) (e-mail: dima@welcome-ural.ru)
Хуан Менендес Гранадос (Астурия, Испания) (оригинальный текст - www.jmgbiker.com)
Перевод с испанского: Дмитрий Ворощук, Екатеринбург (Россия) (e-mail: dima@welcome-ural.ru)
Фото: Хуан Менендес Гранадос (Астурия, Испания), Дмитрий Ворощук, Екатеринбург (Россия)


© Все права защищены. Любое использование или перепечатка материалов, полностью или частично, требует согласования и письменного разрешения.


Предыстория экспедиции
История началась зимой 2006 года, когда из Испании пришло письмо, в котором молодой испанский путешественник Хуан Менендес Гранадос просил оказать ему помощь в организации велопутешествия вдоль Уральского хребта.
Сразу же появилось много вопросов: когда он собирается, откуда, один или в компании с другими туристами.

Первая мысль Хуана была – проехать непосредственно по Уральскому хребту с севера на юг  и начать свое путешествие в апреле с побережья Карского моря – от поселка Усть-Кара. Тогда Хуан еще не представлял что такое Урал. Понимание пришло позднее, уже  во время путешествия.

Те, кто работал, или путешествовал на Полярном Урале, знают, что самое предпочтительное время для путешествия в тех местах  с середины июля – до конца августа. Еще в начале июля, горы обычно покрыты снегом и погода нестабильная: дождь, а порой и снег – это обычное явление. В один год нашей работы на Полярном Урале мы весь июль не могли начать работы, потому что шел снег, и температура ночью опускалась ниже 0оС. На следующий год все было наоборот – весь июль температура была около 30оС. 

Маршрута у Хуана не было на тот момент тоже. Он прислал нам карту Урала,  на которой красная стрела шла прямо по Главному Уральскому хребту – с севера на юг. Про Урал Хуану рассказал один из испанских альпинистов, который был на Урале по приглашению Александра Кленова, одного из самых опытных скалолазов России. А потом взгляд на глобус, оценка перспективности и логичности маршрута и…все закрутилось.
Ситуацию усугубляло то, что Хуан не говорил по-русски, не имел опыта походов в условиях, близких к Уралу, а главное, он хотел идти один. Причина банальна – спонсоры дают деньги только на одиночные путешествия. 

Уже после завершения путешествия по Уралу, мы обсуждали вариант его будущего путешествия по Средней Азии и вариант привлечения дополнительных средств. Мечта о кругосветном путешествии под большим вопросом, потому что Хуан будет не первым испанцем, который поедет по этому маршруту. Значит, остается путешествие в одиночку и путешествие в еще не охваченных путешественниками районах. Урал, в этом плане, оказался идеальным местом. Но маршрут должен был быть пройден в одиночку.

Таких масштабных проектов на Урале фактически не организовывалось. Исключение составляет проект «Сто дней по Урале», пройденный в начале 90-х годов. Уникальная экспедиция для того времени, но без групп поддержки она вряд ли могла быть осуществлена в том масштабе. Необходимо отметить одиночные путешествия Николая Александрова из Печоры. Но, у наших путешественников был и опыт походов по Уралу, и знание русского языка, и опыт ориентирования….

 

У Хуана не было ни спутникового навигатора, ни спутникового телефона. Надежда, что кто-нибудь в Екатеринбурге окажется спонсором, не оправдалась. Помощь Хуану оказывалась постоянно. Кто-то больше, кто-то меньше, но все было в разумных пределах. Но без помощи окружающих, экспедиция могла завершиться очень рано.

Из переписки с Хуаном:
Now, I explain you some things about my expedition:
- My name is Juan Menéndez Granados. I am a young Spanish mountain biker, and I am going to cross the Ural Mountains on bike at summer 2006.
- I am going to travel by bike ALONE. Important: I have experience in this type of expedition (alone). The last year, I crossed the Amazon Basin on bike and alone!!
- I prefer too much more ride on trails than ride on pavement roads. I can view that the majority of the roads of the Ural Mountains are unpaved. I want to cross the Ural Mountains for the massifs (on the mountains). The itineraries that I send you are crafts, because I am sure that there are more trails that in the map. For this cause I need maps more detailed.
- I want too much start the expedition in the Kara Sea Coast, may be in the Kara city (?? may be a little town).
- On the map, Vorkuta-Yekaterimburg are 1500 km (in 2D), but I calculate that may be 3000 km (in 3D). I can ride a average of 50 km on mountains trails per day, but some days are impossible ride for meteorological, health or mechanical causes. When I will go to Russia, may need to be acclimated seven days before start my expedition (get the maps, trip to start point...).
-I am not rich. In an email, you said me that an helicopter may cost about 1200 €/hour. I couldn't pay that money not even for a day.
-Now, I am looking for a satellite phone for this expedition, because may need in an emergency, and for the media.
-A handicap for me is the language. I don't speak not even hello in Russian. In the Ekaterinburg area, do the people speak a little English??
-Are there Internet in the cities and the little town in the Ural???? Imaging that I start in Orsk. Thе stage Orsk-Ekaterimburg has a lot of towns. Do these towns Internet???
-I am planning stay in Ekaterinburg a little days for "to be acclimated" to the Russian culture, the language... All these things... I will not have a lot of money. I need a hotel (inn) very cheap!!! In some situations, I stay with good people in their houses. It's incredible, I know, but happen!!!!

Хуан, несмотря на юный возраст, опытныq путешественник. За плечами путешествия в Марокко, Европе, пересечение Южной Америки…, но Урал не идет ни в какое сравнение с вышеперечисленными экспедициями.
  
Все доводы об опасности путешествия по Уралу в одиночку Хуаном не воспринимались, и все сложности путешествия по Уралу ему пришлось постигать уже во время экспедиции. На чужих ошибках никто не учится, как говорится, каждый человек совершает свои ошибки сам. 
Как вариант мы предлагали, чтобы Хуан ехал в компании с опытным гидом, хотя бы часть пути. Южный и Средний Урал меня не беспокоил. Самую большие опасения вызывал участок от Северного Урала до Полярного Урала. Хуан отказался. Опять же из-за проблем со спонсорами.
Когда стало ясно, что Хуана не отговорить от проведения одиночной экспедиции,  мы взялись за проектирование маршрута. 

Вариант старта от поселка Усть-Кара отпал сразу, из-за отсутствия каких-бы то ни было дорог и ограничений для иностранцев. Как идеальная точка старта можно было начать путешествие от поселка Полярный (станция «110 км»), расположенного прямо в сердце Уральских гор, посредине между городами Воркута и Лабытнанги. От этой станции через массив Рай-из, по вездеходным дорогам можно уйти на Приполярный Урал. Но пешком это реально, а тащить всю дорогу на себе байк удовольствие не из приятных. Правда начать экспедицию пришлось бы не раньше середины июля.

Хуан хотел стартовать в начале июня. Но, взвесив все за и против, я предложил Хуану стартовать на месяц раньше, в начале мая, с Южного Урала, от города Орск. Весна в тех местах наступает рано и можно сэкономить время, начав экспедицию в конце апреля - начале мая. И в этом случае можно будет закончить экспедицию на Полярном Урале в сентябре, до прихода зимы.

Разработку маршрута осложняло наличие заповедников,  природных парков, и закрытых территорий, где проезд мог быть затруднен или в принципе не возможен. 
Вариант прохождения Северного Урала по пути экспедиции «100 дней по Уралу» отпал из-за невозможности перемещения с велосипедом по горам и лесным тропам, и отсутствия возможности спасти человека в случае непредвиденных ситуаций. Оставался единственный приемлемый вариант добраться до Приполярного Урала - пройденный нами еще в начале 90-х годов – пересечь Главный Уральский хребет, в районе Казанского Камня, и далее ехать по западному склону Урала, по Пермскому краю. И это путь, является на сегодняшний день единственно возможным вариантом добраться до долины реки Печора (территория Печоро-Илычского заповедника) без больших проблем,  и затем уже по дорогам до Ухты и Инты, что и подтвердил Хуан, проехав по этому маршруту на велосипеде.

Из переписки:
- Можете  ли  Вы  что  нибудь  посоветовать по району к югу от Неройки  до  Мань-Пупы-Нер,  учитывая, что человек планирует перемещаться на велосипеде.
- НЕ представляю, как это будет выглядеть. Дело в том, что здесь напрочь отсутствуют  не только какие либо пригодные для передвижения дороги, но и тропы. Фактически, вся местность в районе Печоро-Илычского заповедника - дремучий лес с обилием бурелома. Если по вершинам хребтов проехать как то ещё можно, то всё остальное пространство преодолимо лишь пешком, да и то ценой огромных усилий.
В верховьях Шугора Урал пересекает трасса газопровода, и в районе верховьев Печоры есть старый сибирский тракт. Попутных же дорог, идущих вдоль хребта здесь нет. Начиная с верховьев Вишеры, далее к югу на Урале имеется сеть лесовозных дорог, по которым не составит труда передвигаться. Таким образом, участок от Верховьев Щугора - до верховьев Вишеры, на велосипеде практически непреодолим. Пешком пройти здесь будет тоже непросто. Н.Александров (Печора)

- Будет  ли  у  него  реальная  возможность  пополнить  запасы продовольствия после Желанного?
- Южней Желанного, Запасы продовольствия реально пополнить на базе Неройка. Далее такой возможности не будет. Реально ещё в Печоро-Илычском заповеднике, на кордонах, но они все находятся на реке Илыч и верхней Печоре. Выйти к ним с центральной части Уральского хребта крайне сложно. Н.Александров (Печора)

- Я  со своей стороны настраиваю туриста, чтобы он начал ехать с юга от Орска. Проехав несколько горных участков - Иремель, Нургуш,  Таганай  -  человек уже начнет объективно оценивать свои  реальные  возможности  и  в  Екатеринбурге  примет уже окончательное  решение  -  продолжать или не продолжать свое путешествие.  Просто  человек  не  может  объективно оценить условия  перемещения в условиях фактически полной автономки. И,  к  сожалению,  пока  человек  о вопросах безопасности не задумывается.
- Да, ломиться сразу в автономку, не имея опыта крайне рисковано и это может дорого стоить. Вообще то. даже Полярный Урал не так просто пройти. Уже многие пытались пройти моим маршрутом, но так ничего и не вышло. Последний раз в 2003 году пытались пройти двое ребят из Чехии, но заблудились в районе пятиречья, имея на руках подробные карты, и вернулись назад.
А вообще, прямо скажу! глупая и безнадёжная идея это - проехать по всему Уральскому хребту на велосипеде. Севернее села Ушма, это просто нереально. Ну сами посудите? Какой к черту велосипед... в тайге, где завалы в рост человека. Здесь пешком бы хоть суметь пройти... Утопия - в общем. Если охота истязать себя, то пусть пробует. Могу дать ещё один совет - до выхода на маршрут позаботится о страховке и спутниковый телефон взять с собой обязательно, будут шансы спастись. Н.Александров (Печора)

- Уважаемый Дмитрий!
На наш взгляд, Ваше предложение проехать от Приполярного Урала до Екатеринбурга на велосипеде не реально. На территории заповедника отсутствуют дороги. Наш район находится на южной окраине Республики Коми, поэтому летних дорог дальше к югу к другим областям России нет. Иногда (не каждый год) прокладывают «зимник» в сторону Перми, но представьте, как выглядит эта дорога летом, когда поднимаются искорёженные зимой молодые деревья. К нам до Якши (центральной усадьбы заповедника) можно проехать по грунтовым и шоссейным дорогам от Ухты на Троицко-Печорск, Комсомольск и далее вверх вдоль Печоры до д. Курья. Здесь тупик. К нам приезжали путешественники - экстремалы  на машинах повышенной проходимости из Польши и Бельгии, которые хотели проехать за Урал, но и им пришлось повернуть назад.
Севернее нас находится национальный парк «Югыд-Ва», по нему дороги есть, там и леса меньше, чем у нас. У нас летние дороги - это реки, по которым плавают на небольших лодках. А.Б. Бешкарев (Печоро-Илычский заповедник)

По плану путешествие от Орска до Екатеринбурга (южная часть) должно было занять один месяц, и 3-3.5 месяца должен был занять переезд от Екатеринбурга до Воркуты. Стоит сказать заранее, что эти сроки оказались выдержанными, и к середине сентября Хуан добрался до Воркуты, заключительной точки своего путешествия.
В марте маршрут был разработан, и было принято решение: все детали маршрута по дням обсудить уже в Екатеринбурге, после прилета Хуана.
I need to know if will be possible, when I arrive to Yekaterinburg, we speak about my expedition some days (may be 1 week)??????? It's very important for me that you explain me a lot of things about the Ural Mountains, the places, the logistic of the expedition.... (из переписки с Хуаном)

Больше месяца заняло оформление бизнес-визы на 6 месяцев. Иностранцам приходится платить дважды – в начале за оформление туристического ваучера, а  затем еще в посольстве за саму визу. И чем позже ты обратишься в посольстве, тем больше заплатишь. Проблем с получением бизнес-визы для Хуана к счастью не возникло.

Пресс-релиз экспедиции:

Expedition Mounts Urals (Russia).
Project: To cross on bike and alone in a self-sufficient way the Mounts Urals, situated in Russia, forming the Natural frontier between Europe and Asia. I will start further than Kazastan frontier, in the town of Orks. I will cross the Range os urals and I will arrive to Vorkuta, if the expedition doesn’t get longer till near of the Artic Ocean.
Date: At the beginning of May2006.
Observations: I expect that I will go over between 4,000 – 4,500 km in more or less three months of expedition, counting with the round trip, the acclimation, etc.. I will pedal on the most remote places of Russia, in one of the most isolated places of the world. O don’t know anybody that had done this expedition so I will be the first person in crossing the Mounts Urals on bike, and I think that this fact has told everything. Tecchnically speaking, in some moments I will pedal on the selfsame Siberia. The main challenge of the project is that very little about that gone is known, and there are hardly maps. The comunication isw going to be a barrier, because the Russian is a language very complicated. In the Polar Zone, the weather can give more than one surprise. In this expedition there will already be important improvements in every aspect techniques...
About diffusion: It is going to have pursuits in several medias to national levels and besides detailed. There are more and more papers, radios and tvs which are interesting in my activity. In Rusia they will also publish the news, but the most important thing is that everybody from everywhere will be able tl comunicate on my web, and more after the incorporation of conversations os voice and clips os video during the expedition.

Наступил апрель. Виза на руках, авиабилеты куплены. И вечером 17 апреля Хуан прилетел в Екатеринбург. Подготовка к экспедиции перешла в завершающую фазу.

Copyright © 2004 «Ural Expeditions & Tours»
Создание сайта: студия веб дизайна «Softmajor», 2003 г.