Ural Expeditions &smp; Tours
Tours

Возвращение. Назад к цивилизации: 12-13 день

12 день
Вчера вечером мы приехали на место нашей стоянки – один из наших гигантских экологических следов, оставленных на лоне тундры. Ничего не изменилось – срубленные деревья, обгоревшие бревна, и глубокие грязные колеи от вездехода… «Экологические» следы, которые мы оставляем за собой, напоминают следы йети.
Мы приехали поздно вечером – точнее сказать сразу же после полуночи.
Закат мы увидели с крыши вездехода. Закат в этих местах длится очень долго – на самом деле солнце никогда не садится. Солнце погружается за горизонт и висит там несколько часов, чтобы затем взойти вновь.
Мы уже думали, что никогда больше мы не увидим северных оленей, но утром мы заметили стадо оленей, спускающихся вниз по склону. Это оказалось стадо бригады №4. В начале мы заметили перемещающийся по склону горы ковер из белых и коричневых точек. Время от времени, как будто судорога пробегает по этому живому ковру, и олени разбегаются малыми группами в стороны, а собаки пытаются собрать всех в одну линию. Как нам сказал пастух, по имени Николай – это маленькое стадо, всего 1300 голов.
Мы надеялись, что стадо направляется к чуму, и у нас будет возможность сделать несколько отличных кадров. Но удачи не оказалось, стадо повернуло обратно в горы, после того как они пробежали в нескольких сот метрах от нашего лагеря.

...И вот настало время возвращаться…. Мы покидаем эти без преувеличения прекрасные Уральские горы, которые сейчас смотрят нам в спину.
Мы опять в дороге. Дорога прекрасная, но впереди прямо на нашем пути быстро растут облака. Мы наслаждаемся лучами солнца. Москиты от нас не отстают, но мы уже привыкли к москитам, и они нас особо не донимают, после недели проведенной в тундре. Нас сейчас занимает приближающаяся гроза.
Мы поднимаемся на наш любимый перевал и уже вскоре мы опять окажемся в Европе. Это обещает нам меньше влаги, меньше дождей, тем более, что погода на удивление прекрасная….

Перевал -  прекрасное место для фотосъемки – практически круговая панорама на 360о. Мы наблюдали надвигающуюся грозу и проблесками молний с одной стороны и заходящее солнце с противоположной стороны. Для фотографа это проблема – одновременно успеть снять интересные кадры и спереди и сзади.
Последние теплые лучи погасли, и надвинулся холодный голубой свет, время от времени озаряемый вспышками молний.
И вот гроза ушла... Небо кристально-чистое, нет и следов былой непогоды. Моё личное обращение к Нуми-Торуму, верховным богом манси, похоже,  сработало, хотя мы и не пожертвовали ему взрослого оленя.  Мы также не попробовали свежей оленьей крови, которую нам предлагали выпить из кружки.

Мы пришли этим путем, и возвращаемся им же, но теперь мы знаем, что такое Уральские горы. Это не только серая облачная пелена, а прекрасные, уходящие вдаль без конца и края холмы и горы…
Мы бросаем последний взгляд на окружающие нас горы, которые за последние три дня стали так близки нам … Мы покидаем горы и уходим на равнину. Впереди опять нас ждет много грязи.
По дороге мы двигались, фактически без остановок. Сергей хотел добраться до Инты как можно быстрее. Сразу же после базы геологов дорога стала лучше, и скорость наша заметно прибавилась. По сравнению с теми дорогами, по которым мы ездили, эта дорога была просто трассой.
У реки, которую нам нужно пересечь, мы встретили двух рыбаков – они спускались вниз по реке на лодке.

13 день
Я проснулся очень рано. Солнце уже несколько часов сияет на небе, хотя только 7 утра. Какое счастье – спать в тепле, мыться в душе. Душ, это воистину блаженство, особенно после двух недель путешествия. Наш поезд в Москву уходит поздно вечером, поэтому весь день мы провели, гуляя по Инте, и посетили местный краеведческий музей. На поезд мы сели в 6.30 вечера по местному времени, вооружившись несколькими бутылками водки и пивом. Поезд…уйма времени для безделья, водка, сон, чтение, и запись воспоминаний об уже уходящем в прошлое нашем путешествие.

…Поезд уносит нас обратно в Москву. Уральские горы поблескивают вдалеке под ласковым солнцем июля. За собой мы оставили много следов, и я  надеюсь, что из окна вагона мы  их не увидим….

……Последние часы на территории России. Переезд со станции в аэропорт на метро всегда впечатляет, особенно ранним утром…